Секция: Этические аспекты гуманитарного образования
Вопросы для обсуждения:
1. В чем заключается значение принципа этической актуализации в гуманитарном образовании?
2. Актуальность введения этики в начальной школе в рамка курса ОРКСЭ?
3. С помощью каких приемов, технологий можно качественно изменить подходы к этическому образованию (достучаться до каждого)?
Вопросы для обсуждения:
1. В чем заключается значение принципа этической актуализации в гуманитарном образовании?
2. Актуальность введения этики в начальной школе в рамка курса ОРКСЭ?
3. С помощью каких приемов, технологий можно качественно изменить подходы к этическому образованию (достучаться до каждого)?
Считаю, что курсы Этики необходимы, потому что школьникам нужно постоянно напоминать об обратной стороне жизни (доброй) о которой так мало пишут в средствах массовой информации.
ОтветитьУдалитьЭто одна из причин. Хотелось бы более подробно ее обсудить. Как можно детей и подростков мотивировать на нравственное поступание?
ОтветитьУдалитьУчителя МБОУ СОШ № 16 г. Владимира Добровольская Галина Дмитриевна и Чередкова Наталья Николаевна.
ОтветитьУдалитьКак объяснить детям 4 класса, что такое нравственность?
Чтение и обсуждение текста:
"Умеете ли вы дружить?"
Был неуютный дождливый вечер. По пустынной дороге идут трое ребят. Идти устали. Но вот показалась машина. Ребята бросились к ней, но в ней оказалось только одно свободное место. Как быть? Это должна показать ребятам их дружба. И вот как они решили. На лице высокого спортивного парня явно читалось:" Меня возьмите, меня." О других он не думал. А среди них был болезненный, слабый мальчик, но он попросил шофёра:" Возьмите Сашу, он ногу натёр." А Саша в это время думал, раз место одно, оно нам не нужно. "Или всем ехать, или всем идти" - решительно сказал он. Машина уехала.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
Какую картинку вы представили себе, когда я читала вам рассказ?
Давайте поговорим о каждом герое нашего рассказа.
Что можно сказать о высоком спортивном парне? ( Он о других не думал. Он думал только о себе.) Это хорошо или плохо? ( Желание уехать на свободном месте не соотносит с интересами других мальчиков.)
2) Каким вы себе представили второго мальчика? ( Выборочное чтение)
( Он принял решение. Поступает так: свободное место уступает другому и внутренне объясняет это так.
- ему будет хорошо от того , что Саша не будет страдать
Это нравственный поступок, действовать согласно своей совести.
3) Каким вы себе представляете Сашу?( Терпеливый, немногословный, но к его мнению прислушиваются.)
- Это его внутренняя установка, он поступил согласно своей совести. О таких людях говорят:" это совестливый человек, это нравственный
человек"
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ НРАВСТВЕННОСТЬ? Дополни предложение
Нравственность - это внутренняя установка действовать
согласно (своей совести, своей памяти, своей
радости)
Нравственность - это принятие на себя ответственности за
(свои решения, свои поступки, свои мысли, свои задачи)
Совесть - это нравственная черта за которую человек перейти не может.
Учитель истории Нестерева Т.А.
ОтветитьУдалитьЯ считаю, что ответ на вопрос, что такое нравственность можно сформулировать с детьми 4го класса так: Это такие действия или поступки, при которых окружающие Вас люди чувствуют себя комфортно и приятно в Вашем обществе.
В 4 классе учитель, разбирая поступки в игре- ситуации, выделяет с детьми следующие нравственные категории:
добро
совесть
дружба
сострадание и т.д.
Затем создается Лесенка Нравственности, в которой эти нравственные категории наносятся. Ребенку должно быть понятно, что нравственный человек - это тот человек, который использует эти категории в своей жизни. На уроке мы подводим детей к Золотому правилу нравственности: "Не поступай с другими так, как ты бы не хотел, чтобы поступали с тобой."
Морская Жанна Викторовна учитель Махринской ООШ № 18 им. А.С. Андрушечко
ОтветитьУдалитьФормированию нравственных ориентиров на уроках ОРКСЭ способствуют игровые ситуации и ролевые игры.
Петрова Наталья Геннадьевна Учитель МБОУ "СОШ № 26" г. Владимира.
ОтветитьУдалитьВ начале урока на доске
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
На свете живёшь ты не зря!
Постарайтесь определить, о чем мы сегодня будем говорить
(Ответы детей)
Мне бы хотелось Вам подарить одно стихотворение О.Высотской "Ёжик"
Серёжа очень нелюдим. Ох, как подружиться с ним? А может быть, напрасный труд? Его не зря Ежом зовут. Девчонки просят: - Ёжик, Дай перочинный ножик! А Коля крикнет всех смеша:
- Не уколитесь об Ежа!
Но Ёж как будто глух и нем -Сидит, не говорит ни с кем.
- Серёжа, взять в кино билет? А он сердито буркнет: - Нет.
- А на коньках пойдёшь кататься?
- Нет мама будет волноваться. Но вот в начале декабря Узнали об Еже,
Что у него совсем не зря Так плохо на душе,
Что мама у него больна, С постели не встаёт она. И Ёжик ходит за обедом И топит печь вдвоем с соседом. Он должен в комнате прибрать, А иногда и постирать. Конечно, трудно одному Приходится Серёже, Решил Алёща: «Мы ему Всей звёздочкой поможем!» Друзья стучатся у дверей:
- Открой, Серёжа, поскорей!
Мы в нашем переулке тебе купили булки.
- И сахар взяли заодно!
- А здесь, в пакетике, пшено! Давай готовить ужин! -
Серёжа был сконфужен. Уж не казался он ежом, Он стал совсем не колкий, Скорей за чайником пошёл. Достал посуду с полки. Теперь хотел бы он дружить. Пожалуй, с целым светом!... Когда кому-то трудно жить, Должны мы знать об этом.
- Какие поступки описаны в данном произведении?
-Как вы думаете почему ребята в начале стихотворения смеялись над мальчиком, подшучивали, а в конце стихотворения решили помочь ему?
-Как вы думаете, что побудило их оказать помощь своим одноклассникам?
(ответы детей)
-А можно было поступить по-другому? (Ответы детей)
- Как вы думаете можно ли отнести поступки ребят к добру?
Делается вывод о том, что добро порождает добро, т .к. мальчик после поступка ребят захотел с ними дружить и не только с ними, но и с целым светом.
Учитель говорит о том, что это был нравственный поступок и ставит проблемный вопрос. Что же такое нравственность?
Ребята работают со словарями и с высказываниями, записанными на доске:
Вся нравственность человека заключается в его намерениях. (Жан Жак Руссо) Если вы поклонник формул и определений, то это для вас: Нравственность - это разум сердца. (Генрих Гейне)
Нравственность есть отношение силы разума к силе чувства. (Михаил Пришвин) И можно обосновать Почему нравственность так важна:
Нравственный человек многое делает ради своих друзей и ради отечества, даже если бы ему при этом пришлось потерять жизнь. (Аристотель)
и делается вывод, что нравственность - это разум сердца. И только по поступкам мы может судить о нравственности человека, ибо все поступки контролирует совесть. И чтобы не было угрызений совести, надо быть ответственным за свои поступки.
на доске даются слова:
Синонимы: беспорочность, благонравие, благонравность, благородность, благородство, добродетельность, добронравие, добронравность.
Что общего между этими словами?
ДОБРО. Оно нужно всем людям? ДА.
И нравственность тоже нужна всем людям, т.к. это творение добра.
все последние комментарии относятся к приемам, на основе которых "можно достучаться до каждого". Тем не менее, принцип этической актуализации пока не раскрыт.
ОтветитьУдалитьКурзанова Надежда Александровна, Учитель МБОУ "СОШ № 31" г. Владимира.
ОтветитьУдалитьЧасть 1
Хочется привести слова Ш.А. Амонашвили из его книги “Размышления о гуманной педагогике”: “Рождаются дети с пустыми руками или каждый из них несет в себе подарок для людей, нынешних и будущих, а может быть прошлым поколениям тоже? Нет, дети не рождаются с пустыми руками, они несут в себе заряд создания духовных и материальных ценностей, они в состоянии сотворить их, поэтому и рождаются чтобы создавать и творить. Только надо помочь им раскрыться и еще надо, чтобы общество, общественные явления не исказили их судьбу...”
Высокое предназначение педагога - вводить ребенка в жизнь, достойную Человека.
Педагог оказался в поле противоположных идей: материального и духовного, богатства и бедности, добра и зла, цинизма и романтизма, безобразия и красоты, распущенности и целомудрия.
Но в этом же поле оказались и дети. Им производить выбор. А педагогу - содействовать выбору жизненных ценностей, достойных Человека.
Именно в детстве формируются умы и сердца наших детей. Именно в детстве закладывается фундамент нравственного, гражданского, культурного отношения к тому огромному миру, который нас окружает.
Мои многие коллеги пишут о том, как они могут объяснить, что такое нравственность в 4-ом классе. Но мне кажется, что с понятием нравственность, нравственный человек нудно знакомить детей уже с 1-ого класса. Помогают мне в этом классные часы.
Вначале 1-ого класса мною был проведен классный час «Поделись улыбкою своей», где через близкие себе образы дети знакомятся с нравственными понятиями.
Учитель:
- Мне ответьте без ошибки:
Все в нашей жизни начинается с ...
Учащиеся:
- Улыбки!
Учитель:
- Улыбка ничего не стоит, но ценится очень дорого. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Оглянись вокруг, какие улыбки нас окружают! Расскажите, какие бывают улыбки?
(Дети подбирают эпитеты к слову улыбка)
Учитель:
- Ребята, а задумывались ли вы над тем, почему человек улыбается? (Высказывания детей).
Обобщение учителя:
- Человек улыбается по многим причинам. Потому что ему весело, радостно, у него хорошее настроение. А иногда люди улыбаются, чтобы скрыть свою беду, свое горе. Это не значит, что они легкомысленные. Нет. Это, наоборот, очень сильные люди, им плохо, а они улыбаются. И от улыбки им становится легче и невзгоды постепенно отступают. То есть улыбка, помогая человеку жить, быть сильным и мужественным, обладает огромной силой.
- К нам на классный час в гости пришли человечки. (Учитель вывешивает на доске рисунки с изображениями веселого, грустного, испуганного человечков).
- С кем бы из них вы хотели подружиться. Почему?
(Дети высказывают свое мнение. Лучше всего дружить с веселым человечком. Но с грустным и испуганным человечками надо тоже подружиться. Только одного надо развеселить, а другого успокоить, утешить, и поможет нам в этом улыбка.
Надо помнить: дружба начинается с улыбки. А когда у человечков появятся друзья,
они станут более жизнерадостными и веселыми).
Курзанова Надежда Александровна, Учитель МБОУ "СОШ № 31" г. Владимира.
ОтветитьУдалитьЧасть 2
Исполняется песня “Улыбка”. Муз. В. Шаинский, сл. М. Пляцковский.
- О чем эта песня? (О дружбе, которая начинается с улыбки, подаренной другим людям). В этой песне есть слова “Поделись улыбкою своей и она к тебе не раз ещё вернется”,
Объясним смысл этого предложения разыграв следующую ситуацию:
- Двое мальчиков дерутся из-за игрушки. Подходит третий.
Предположите, что он мог сказать. (Детей подвести к выводу, что можно играть втроем. Здесь хороший совет третьего мальчика, вернулся к нему самому. Он приобрел новых друзей. Здесь дети знакомятся с Золотым правилом: «Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе».)
Далее учитель показывает портрет еще одного человечка.
- А хотели бы вы дружить с таким человечком, ведь он тоже улыбается? (Нет, у него злая улыбка, он злой).
- А как вы догадались, что он злой? (Подсказывают глаза - они злые, поэтому,
надо чаще смотреть в глаза друг другу.)
- Где же живет улыбка?
(Высказывания детей)
Обобщение учителя:
- Добрая улыбка живет в глазах. Иногда ее нет на губах, а мы понимаем, что человек улыбается. Это улыбаются глаза. Попробуйте подарить друг другу и мне улыбку глазами.
- Мы можем считать, что глаза - дом, в котором живет улыбка. А где она рождается?
Вывод:
В добром сердце рождаются и живут хорошие качества человека, дети их называют (дружба, любовь, отзывчивость, заботливость, милосердие).
Вам понравиться человек, который будет проявлять эти качества? Эти качества – нравственные, т.к. они нам нравятся. У слов нравственный и нравится есть одинаковая часть – нрав, одно из значений которого по душе, по вкусу. Поэтому можно сказать первоклассникам, что нравственность – это проявление хороших качеств, совершение хороших поступков, следованию золотому правилу нравственности: «Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе».
Мы много говорили, что может улыбка, теперь я предлагаю послушать “Сказку об улыбке” (А. Лопатина, М. Скребцова: Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах, Москва, Амрита - Русь, 2005г.)
Беседа после прочтения.
- Куда прилетела звездочка?
- Кого она встретила?
- Что произошло с лебедем?
- Как он отблагодарил звездочку?
- Что стала делать звездочка с помощью волшебной улыбки?
- В чем же состоит сила улыбки?
- Представьте, что вы путешествуете вместе со звездочкой. Кому бы вы оказали помощь? Попытайтесь это нарисовать.
В конце классного часа дети рассказывают о своих рисунках. Делается вывод: - Много замечательных дел может сделать всего лишь одна добрая, счастливая улыбка.
Кузьменко Оксана Витальевна, учитель истории, обществознания, этики,ОРКСЭ. МБОУ СОШ №5 г.Владимир.
ОтветитьУдалитьСегодня школа столкнулась с проблемой потери интереса к учебе.
Мне всегда хотелось привлечь внимание ребят к своему предмету (история), но не просто дополнить шутками – прибаутками (хотя это тоже необходимо), а научить ребят думать, спорить, находить решения проблем, делиться опытом новых истин. Справиться с этой задачей мне помогают притчи и метафоры, ведь именно там есть истины, которые пережили века и сегодня остаются актуальны. Каждая притча может чему-то научить, в ней заложен глубокий смысл, закон по которому мы живем. Использую на уроках, на классных часах и родительских собраниях
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьСорокина Галина Викторовна МАОУ "СОШ" №36 г.Владимир.
ОтветитьУдалитьНачать свой жизненный путь необходимо со школы, в которой дают понятия о том, что хорошо, а что плохо. В школе мы учимся не обижать малышей, уважать старших, любить природу и беречь ее, любить Родину. Моя дорога жизни витиевата, потому что жизнь - это сложная штука, где бывают и подъемы, и падения. Она не всегда радостная и безоблачная.
Чтобы сделать жизнь лучше, необходимо делать добро не просто для того, чтобы сделать, а обязательно с умом, чтобы от него было хорошо всем.
А закончить свой жизненный путь мне хотелось бы так, чтобы люди вспомнили меня добрым словом.
В жизни бывают разные люди. Выделяют три типа.
Первый: подобно засухе, они не дают ничего - ни еды, ни питья несчастным и бедным людям.
Второй: подобны небольшому дождику, они дают что-то некоторым, а другим - нет.
Третий: подобно дождю, они захватывают все кругом, дают всем, будь то отшельники, несчастные бедные нищие; они дают еду, питье...кров и свет.
А к какому типу людей вы отнесли бы себя?
Мне бы хотелось, чтобы вы стремились стать человеком, подобным сильному дождю.
Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым.
А что это у тебя в руке?
- Счастье...
- А почему такое маленькое?
- Оно только мое. Зато какое лучистое и красивое...
- Да, восхитительно!
- Хочешь кусочек?
- Наверное...
- Давай ладошку, я поделюсь с тобой.
- Ой, оно такое теплое!
- Нравится?
- Очень... Спасибо! Знаешь, мне намного лучше, когда счастье в руке...
- Так всегда бывает.
- А если я с кем-то поделюсь?
- Тогда у тебя прибавится своего!
- Почему?
- Не знаю. Только потом оно станет еще более теплым.
- А руки об него обжечь можно?
- Руки обжигает боль... Счастье не может обжечь...
Поделись своим кусочком счастья со всеми, кому ты его желаешь!
ДЕЛЮСЬ!
Наша доброта исходит из нашего сердца.
Добрый человек - это какой человек?
Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта - не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Все вы, конечно же, помните строчки из стихотворения Владимира Маяковского: Крошка сын к отцу пришел,
И спросила кроха:
Что такое хорошо
И что такое плохо?
Как бы вы объяснили это мальчику?
Каждый человек должен знать, что в мире есть вещи мерзкие, гнусные, и испытывать к ним отвращение, негодование.
И внешнему, и внутреннему нашему миру присуща двойственность:
Добро - зло, прекрасное - безобразное, истина - ложь, здоровье - болезнь и т.д.
Между этими противоположностями идет постоянная борьба. И мы должны быть всегда к этому готовы. Поэтому надо сориентировать себя на нахождение "золотой середины": уметь не ожесточаясь, не унижая других, противостоять негативному, сохраняя при этом верность высоким идеалам.
Мы часто говорим "Нравственное воспитание" - это активный процесс формирования нравственных чувств, привычек, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка.
В заключение я хочу сказать мудрую мысль: "Если не воспитаны разумные привычки и навыки - значит воспитаны другие, и надо уже не воспитывать, а перевоспитывать, а это всегда значительно труднее, а иногда и невозможно". А.С. Макаренко.