вторник, 5 февраля 2013 г.

Секция: Этические аспекты гуманитарного образования
Вопросы для обсуждения:
1. В чем заключается значение принципа этической актуализации в гуманитарном образовании?
2. Актуальность введения  этики в начальной школе в рамка курса ОРКСЭ?
3. С помощью каких приемов, технологий можно качественно изменить подходы к этическому образованию (достучаться до каждого)?

12 комментариев:

  1. Считаю, что курсы Этики необходимы, потому что школьникам нужно постоянно напоминать об обратной стороне жизни (доброй) о которой так мало пишут в средствах массовой информации.

    ОтветитьУдалить
  2. Это одна из причин. Хотелось бы более подробно ее обсудить. Как можно детей и подростков мотивировать на нравственное поступание?

    ОтветитьУдалить
  3. Учителя МБОУ СОШ № 16 г. Владимира Добровольская Галина Дмитриевна и Чередкова Наталья Николаевна.
    Как объяснить детям 4 класса, что такое нравственность?
    Чтение и обсуждение текста:

    "Умеете ли вы дружить?"
    Был неуютный дождливый вечер. По пустынной дороге идут трое ребят. Идти устали. Но вот показалась машина. Ребята бросились к ней, но в ней оказалось только одно свободное место. Как быть? Это должна показать ребятам их дружба. И вот как они решили. На лице высокого спортивного парня явно читалось:" Меня возьмите, меня." О других он не думал. А среди них был болезненный, слабый мальчик, но он попросил шофёра:" Возьмите Сашу, он ногу натёр." А Саша в это время думал, раз место одно, оно нам не нужно. "Или всем ехать, или всем идти" - решительно сказал он. Машина уехала.
    ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
    Какую картинку вы представили себе, когда я читала вам рассказ?
    Давайте поговорим о каждом герое нашего рассказа.
    Что можно сказать о высоком спортивном парне? ( Он о других не думал. Он думал только о себе.) Это хорошо или плохо? ( Желание уехать на свободном месте не соотносит с интересами других мальчиков.)
    2) Каким вы себе представили второго мальчика? ( Выборочное чтение)
    ( Он принял решение. Поступает так: свободное место уступает другому и внутренне объясняет это так.
    - ему будет хорошо от того , что Саша не будет страдать
    Это нравственный поступок, действовать согласно своей совести.
    3) Каким вы себе представляете Сашу?( Терпеливый, немногословный, но к его мнению прислушиваются.)
    - Это его внутренняя установка, он поступил согласно своей совести. О таких людях говорят:" это совестливый человек, это нравственный
    человек"
    ЧТО ЖЕ ТАКОЕ НРАВСТВЕННОСТЬ? Дополни предложение
    Нравственность - это внутренняя установка действовать
    согласно (своей совести, своей памяти, своей
    радости)
    Нравственность - это принятие на себя ответственности за
    (свои решения, свои поступки, свои мысли, свои задачи)
    Совесть - это нравственная черта за которую человек перейти не может.

    ОтветитьУдалить
  4. Учитель истории Нестерева Т.А.
    Я считаю, что ответ на вопрос, что такое нравственность можно сформулировать с детьми 4го класса так: Это такие действия или поступки, при которых окружающие Вас люди чувствуют себя комфортно и приятно в Вашем обществе.
    В 4 классе учитель, разбирая поступки в игре- ситуации, выделяет с детьми следующие нравственные категории:
    добро
    совесть
    дружба
    сострадание и т.д.
    Затем создается Лесенка Нравственности, в которой эти нравственные категории наносятся. Ребенку должно быть понятно, что нравственный человек - это тот человек, который использует эти категории в своей жизни. На уроке мы подводим детей к Золотому правилу нравственности: "Не поступай с другими так, как ты бы не хотел, чтобы поступали с тобой."

    ОтветитьУдалить
  5. Морская Жанна Викторовна учитель Махринской ООШ № 18 им. А.С. Андрушечко
    Формированию нравственных ориентиров на уроках ОРКСЭ способствуют игровые ситуации и ролевые игры.

    ОтветитьУдалить
  6. Петрова Наталья Геннадьевна Учитель МБОУ "СОШ № 26" г. Владимира.

    В начале урока на доске
    Не стой в стороне равнодушно,

    Когда у кого-то беда.

    Рвануться на выручку нужно

    В любую минуту, всегда.

    И если кому-то поможет

    Твоя доброта и дружба твоя,

    Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

    На свете живёшь ты не зря!

    Постарайтесь определить, о чем мы сегодня будем говорить
    (Ответы детей)
    Мне бы хотелось Вам подарить одно стихотворение О.Высотской "Ёжик"

    Серёжа очень нелюдим. Ох, как подружиться с ним? А может быть, напрасный труд? Его не зря Ежом зовут. Девчонки просят: - Ёжик, Дай перочинный ножик! А Коля крикнет всех смеша:
    - Не уколитесь об Ежа!
    Но Ёж как будто глух и нем -Сидит, не говорит ни с кем.
    - Серёжа, взять в кино билет? А он сердито буркнет: - Нет.
    - А на коньках пойдёшь кататься?
    - Нет мама будет волноваться. Но вот в начале декабря Узнали об Еже,
    Что у него совсем не зря Так плохо на душе,
    Что мама у него больна, С постели не встаёт она. И Ёжик ходит за обедом И топит печь вдвоем с соседом. Он должен в комнате прибрать, А иногда и постирать. Конечно, трудно одному Приходится Серёже, Решил Алёща: «Мы ему Всей звёздочкой поможем!» Друзья стучатся у дверей:
    - Открой, Серёжа, поскорей!
    Мы в нашем переулке тебе купили булки.
    - И сахар взяли заодно!
    - А здесь, в пакетике, пшено! Давай готовить ужин! -
    Серёжа был сконфужен. Уж не казался он ежом, Он стал совсем не колкий, Скорей за чайником пошёл. Достал посуду с полки. Теперь хотел бы он дружить. Пожалуй, с целым светом!... Когда кому-то трудно жить, Должны мы знать об этом.

    - Какие поступки описаны в данном произведении?
    -Как вы думаете почему ребята в начале стихотворения смеялись над мальчиком, подшучивали, а в конце стихотворения решили помочь ему?
    -Как вы думаете, что побудило их оказать помощь своим одноклассникам?
    (ответы детей)
    -А можно было поступить по-другому? (Ответы детей)
    - Как вы думаете можно ли отнести поступки ребят к добру?

    Делается вывод о том, что добро порождает добро, т .к. мальчик после поступка ребят захотел с ними дружить и не только с ними, но и с целым светом.
    Учитель говорит о том, что это был нравственный поступок и ставит проблемный вопрос. Что же такое нравственность?
    Ребята работают со словарями и с высказываниями, записанными на доске:
    Вся нравственность человека заключается в его намерениях. (Жан Жак Руссо) Если вы поклонник формул и определений, то это для вас: Нравственность - это разум сердца. (Генрих Гейне)

    Нравственность есть отношение силы разума к силе чувства. (Михаил Пришвин) И можно обосновать Почему нравственность так важна:

    Нравственный человек многое делает ради своих друзей и ради отечества, даже если бы ему при этом пришлось потерять жизнь. (Аристотель)

    и делается вывод, что нравственность - это разум сердца. И только по поступкам мы может судить о нравственности человека, ибо все поступки контролирует совесть. И чтобы не было угрызений совести, надо быть ответственным за свои поступки.
    на доске даются слова:
    Синонимы: беспорочность, благонравие, благонравность, благородность, благородство, добродетельность, добронравие, добронравность.
    Что общего между этими словами?
    ДОБРО. Оно нужно всем людям? ДА.
    И нравственность тоже нужна всем людям, т.к. это творение добра.

    ОтветитьУдалить
  7. все последние комментарии относятся к приемам, на основе которых "можно достучаться до каждого". Тем не менее, принцип этической актуализации пока не раскрыт.

    ОтветитьУдалить
  8. Курзанова Надежда Александровна, Учитель МБОУ "СОШ № 31" г. Владимира.

    Часть 1

    Хочется привести слова Ш.А. Амонашвили из его книги “Размышления о гуманной педагогике”: “Рождаются дети с пустыми руками или каждый из них несет в себе подарок для людей, нынешних и будущих, а может быть прошлым поколениям тоже? Нет, дети не рождаются с пустыми руками, они несут в себе заряд создания духовных и материальных ценностей, они в состоянии сотворить их, поэтому и рождаются чтобы создавать и творить. Только надо помочь им раскрыться и еще надо, чтобы общество, общественные явления не исказили их судьбу...”
    Высокое предназначение педагога - вводить ребенка в жизнь, достойную Человека.
    Педагог оказался в поле противоположных идей: материального и духовного, богатства и бедности, добра и зла, цинизма и романтизма, безобразия и красоты, распущенности и целомудрия.
    Но в этом же поле оказались и дети. Им производить выбор. А педагогу - содействовать выбору жизненных ценностей, достойных Человека.
    Именно в детстве формируются умы и сердца наших детей. Именно в детстве закладывается фундамент нравственного, гражданского, культурного отношения к тому огромному миру, который нас окружает.
    Мои многие коллеги пишут о том, как они могут объяснить, что такое нравственность в 4-ом классе. Но мне кажется, что с понятием нравственность, нравственный человек нудно знакомить детей уже с 1-ого класса. Помогают мне в этом классные часы.
    Вначале 1-ого класса мною был проведен классный час «Поделись улыбкою своей», где через близкие себе образы дети знакомятся с нравственными понятиями.

    Учитель:
    - Мне ответьте без ошибки:
    Все в нашей жизни начинается с ...
    Учащиеся:
    - Улыбки!
    Учитель:
    - Улыбка ничего не стоит, но ценится очень дорого. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Оглянись вокруг, какие улыбки нас окружают! Расскажите, какие бывают улыбки?
    (Дети подбирают эпитеты к слову улыбка)
    Учитель:
    - Ребята, а задумывались ли вы над тем, почему человек улыбается? (Высказывания детей).
    Обобщение учителя:
    - Человек улыбается по многим причинам. Потому что ему весело, радостно, у него хорошее настроение. А иногда люди улыбаются, чтобы скрыть свою беду, свое горе. Это не значит, что они легкомысленные. Нет. Это, наоборот, очень сильные люди, им плохо, а они улыбаются. И от улыбки им становится легче и невзгоды постепенно отступают. То есть улыбка, помогая человеку жить, быть сильным и мужественным, обладает огромной силой.
    - К нам на классный час в гости пришли человечки. (Учитель вывешивает на доске рисунки с изображениями веселого, грустного, испуганного человечков).
    - С кем бы из них вы хотели подружиться. Почему?
    (Дети высказывают свое мнение. Лучше всего дружить с веселым человечком. Но с грустным и испуганным человечками надо тоже подружиться. Только одного надо развеселить, а другого успокоить, утешить, и поможет нам в этом улыбка.
    Надо помнить: дружба начинается с улыбки. А когда у человечков появятся друзья,
    они станут более жизнерадостными и веселыми).

    ОтветитьУдалить
  9. Курзанова Надежда Александровна, Учитель МБОУ "СОШ № 31" г. Владимира.

    Часть 2

    Исполняется песня “Улыбка”. Муз. В. Шаинский, сл. М. Пляцковский.
    - О чем эта песня? (О дружбе, которая начинается с улыбки, подаренной другим людям). В этой песне есть слова “Поделись улыбкою своей и она к тебе не раз ещё вернется”,
    Объясним смысл этого предложения разыграв следующую ситуацию:

    - Двое мальчиков дерутся из-за игрушки. Подходит третий.

    Предположите, что он мог сказать. (Детей подвести к выводу, что можно играть втроем. Здесь хороший совет третьего мальчика, вернулся к нему самому. Он приобрел новых друзей. Здесь дети знакомятся с Золотым правилом: «Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе».)

    Далее учитель показывает портрет еще одного человечка.
    - А хотели бы вы дружить с таким человечком, ведь он тоже улыбается? (Нет, у него злая улыбка, он злой).
    - А как вы догадались, что он злой? (Подсказывают глаза - они злые, поэтому,
    надо чаще смотреть в глаза друг другу.)
    - Где же живет улыбка?
    (Высказывания детей)
    Обобщение учителя:
    - Добрая улыбка живет в глазах. Иногда ее нет на губах, а мы понимаем, что человек улыбается. Это улыбаются глаза. Попробуйте подарить друг другу и мне улыбку глазами.
    - Мы можем считать, что глаза - дом, в котором живет улыбка. А где она рождается?

    Вывод:
    В добром сердце рождаются и живут хорошие качества человека, дети их называют (дружба, любовь, отзывчивость, заботливость, милосердие).
    Вам понравиться человек, который будет проявлять эти качества? Эти качества – нравственные, т.к. они нам нравятся. У слов нравственный и нравится есть одинаковая часть – нрав, одно из значений которого по душе, по вкусу. Поэтому можно сказать первоклассникам, что нравственность – это проявление хороших качеств, совершение хороших поступков, следованию золотому правилу нравственности: «Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе».

    Мы много говорили, что может улыбка, теперь я предлагаю послушать “Сказку об улыбке” (А. Лопатина, М. Скребцова: Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах, Москва, Амрита - Русь, 2005г.)
    Беседа после прочтения.
    - Куда прилетела звездочка?
    - Кого она встретила?
    - Что произошло с лебедем?
    - Как он отблагодарил звездочку?
    - Что стала делать звездочка с помощью волшебной улыбки?
    - В чем же состоит сила улыбки?

    - Представьте, что вы путешествуете вместе со звездочкой. Кому бы вы оказали помощь? Попытайтесь это нарисовать.
    В конце классного часа дети рассказывают о своих рисунках. Делается вывод: - Много замечательных дел может сделать всего лишь одна добрая, счастливая улыбка.

    ОтветитьУдалить
  10. Кузьменко Оксана Витальевна, учитель истории, обществознания, этики,ОРКСЭ. МБОУ СОШ №5 г.Владимир.
    Сегодня школа столкнулась с проблемой потери интереса к учебе.
    Мне всегда хотелось привлечь внимание ребят к своему предмету (история), но не просто дополнить шутками – прибаутками (хотя это тоже необходимо), а научить ребят думать, спорить, находить решения проблем, делиться опытом новых истин. Справиться с этой задачей мне помогают притчи и метафоры, ведь именно там есть истины, которые пережили века и сегодня остаются актуальны. Каждая притча может чему-то научить, в ней заложен глубокий смысл, закон по которому мы живем. Использую на уроках, на классных часах и родительских собраниях

    ОтветитьУдалить
  11. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  12. Сорокина Галина Викторовна МАОУ "СОШ" №36 г.Владимир.
    Начать свой жизненный путь необходимо со школы, в которой дают понятия о том, что хорошо, а что плохо. В школе мы учимся не обижать малышей, уважать старших, любить природу и беречь ее, любить Родину. Моя дорога жизни витиевата, потому что жизнь - это сложная штука, где бывают и подъемы, и падения. Она не всегда радостная и безоблачная.
    Чтобы сделать жизнь лучше, необходимо делать добро не просто для того, чтобы сделать, а обязательно с умом, чтобы от него было хорошо всем.
    А закончить свой жизненный путь мне хотелось бы так, чтобы люди вспомнили меня добрым словом.
    В жизни бывают разные люди. Выделяют три типа.
    Первый: подобно засухе, они не дают ничего - ни еды, ни питья несчастным и бедным людям.
    Второй: подобны небольшому дождику, они дают что-то некоторым, а другим - нет.
    Третий: подобно дождю, они захватывают все кругом, дают всем, будь то отшельники, несчастные бедные нищие; они дают еду, питье...кров и свет.
    А к какому типу людей вы отнесли бы себя?
    Мне бы хотелось, чтобы вы стремились стать человеком, подобным сильному дождю.
    Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым.
    А что это у тебя в руке?
    - Счастье...
    - А почему такое маленькое?
    - Оно только мое. Зато какое лучистое и красивое...
    - Да, восхитительно!
    - Хочешь кусочек?
    - Наверное...
    - Давай ладошку, я поделюсь с тобой.
    - Ой, оно такое теплое!
    - Нравится?
    - Очень... Спасибо! Знаешь, мне намного лучше, когда счастье в руке...
    - Так всегда бывает.
    - А если я с кем-то поделюсь?
    - Тогда у тебя прибавится своего!
    - Почему?
    - Не знаю. Только потом оно станет еще более теплым.
    - А руки об него обжечь можно?
    - Руки обжигает боль... Счастье не может обжечь...
    Поделись своим кусочком счастья со всеми, кому ты его желаешь!
    ДЕЛЮСЬ!
    Наша доброта исходит из нашего сердца.
    Добрый человек - это какой человек?
    Добрым быть совсем, совсем не просто.
    Не зависит доброта от роста,
    Не зависит доброта от цвета,
    Доброта - не пряник, не конфета.
    Только надо, надо добрым быть
    И в беде друг друга не забыть.
    И завертится земля быстрей,
    Если будем мы с тобой добрей.
    Добрым быть совсем не просто.
    Не зависит доброта от роста,
    Доброта приносит людям радость
    И взамен не требует награды.
    Доброта с годами не стареет,
    Доброта от холода согреет.
    Если доброта, как солнце, светит,
    Радуются взрослые и дети.
    Все вы, конечно же, помните строчки из стихотворения Владимира Маяковского: Крошка сын к отцу пришел,
    И спросила кроха:
    Что такое хорошо
    И что такое плохо?
    Как бы вы объяснили это мальчику?
    Каждый человек должен знать, что в мире есть вещи мерзкие, гнусные, и испытывать к ним отвращение, негодование.
    И внешнему, и внутреннему нашему миру присуща двойственность:
    Добро - зло, прекрасное - безобразное, истина - ложь, здоровье - болезнь и т.д.
    Между этими противоположностями идет постоянная борьба. И мы должны быть всегда к этому готовы. Поэтому надо сориентировать себя на нахождение "золотой середины": уметь не ожесточаясь, не унижая других, противостоять негативному, сохраняя при этом верность высоким идеалам.
    Мы часто говорим "Нравственное воспитание" - это активный процесс формирования нравственных чувств, привычек, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка.
    В заключение я хочу сказать мудрую мысль: "Если не воспитаны разумные привычки и навыки - значит воспитаны другие, и надо уже не воспитывать, а перевоспитывать, а это всегда значительно труднее, а иногда и невозможно". А.С. Макаренко.

    ОтветитьУдалить